Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Строительство и функционирование предприятий в селитебной зоне становится все более острым вопросом, как для специалистов, так и для населения. Причина данного явления довольна проста и заключается в активизации застройки районов, приближенных к территориям промышленных объектов. Причем застройка происходит зачастую настолько активно, что уже существующему предприятию приходится пересматривать свою экологическую политику.
К сожалению, решение данного вопроса действующими методами практически невозможно: дом построен, а предприятие не может изменить свой производственный цикл или снизить интенсивность производственных процессов. Здесь наблюдается явный конфликт интересов, который возможно решить с помощью экспертов и средо-защитных мероприятий. Главным вопросом во взаимоотношения промышленного объекта, расположенного на селитебной территории, и населением является определение действительных границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ), постоянный контроль соблюдения границ и мероприятий по снижению воздействий.
В данной работе рассматривается вопрос процедуры установления СЗЗ, сокращения СЗЗ, а также основных проблем, связанных с данной процедурой.
Актуальность работы определяется в понимании экологических проблем, возникающих при размещении производственного объекта, размещенного в селитебной зоне, путем построения санитарно-защитной зоны, в процессе чего выявляются основные неблагоприятные производственные факторы.
Цель работы заключается в описании основных экологических проблем взаимодействия промышленного предприятия на селитебной территории. В отдельную цель выделяется расчет, проведенный в заключительно разделе.
Задачи работы:
описать основные экологические проблемы взаимодействия промышленного предприятия на селитебной территории;
провести расчет сброса загрязненных сточных вод.
1. Экологические проблемы взаимодействия промышленного предприятия на селитебной территории
В прошлом году президент России утвердил Стратегию экологической безопасности до 2025 года. Этот важнейший документ определяет основные векторы экологического развития страны на ближайшие годы, а также окончательно закрепляет приоритетность «зеленой» повестки в государственной политике.
Главными задачами этого года стало ускорение принятия решений по наиболее острым экологическим вопросам и усиление контрольно-надзорной деятельности. Выполнялась большая работа по совершенствованию законодательной базы. Особенно стоит отметить развитие национальных институтов государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, введение института экологической оценки документов стратегического и территориального планирования.
В рамках реформирования законодательства в области охраны окружающей среды и контрольно-надзорной деятельности в стране в 2017 году были проведены учет и категорирование объектов промышленности по степени экологического риска, оптимизирована структура территориальных органов Росприроднадзора по межрегиональному принципу, дан старт ряду пилотных проектов, направленных на автоматизацию контроля и надзора.
С 1 января 2016 года на производителей и импортеров товаров была возложена обязанность по утилизации произведенной продукции. Однако нужно понимать, что реализация расширенной ответственности производителя в полной мере невозможна без создания эффективной системы раздельного сбора отходов.
Уже сегодня во многих российских регионах установлены разноцветные контейнеры, но по факту свою функцию они не выполняют. Очевидно, что без законодательной поддержки наладить систему раздельного сбора и накопления отходов невозможно. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится наш проект поправок для возможности адресного распределения субсидий субъектам Российской Федерации, которые либо уже перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, либо перейдут на нее до 2019 года.
Минприроды России всегда выступало и выступает за открытый и конструктивный диалог со всеми участниками экологического сообщества. Такой подход позволяет рассмотреть проблемы под специфическими углами, найти новые решения или прийти к неожиданным выводам. Благодаря совместным усилиям органов власти, бизнес-сообщества и общественных организаций уровень понимания и ответственности по отношению к экологическим задачам и вызовам в последние годы многократно вырос.
Необходимо поддерживать и привлекать внимание к общественным инициативам, направленным на просвещение и формирование «зеленого» мышления у бизнеса и граждан. Только за 2017 год с непосредственным участием Минприроды было проведено около 1,5 тыс. мероприятий эколого-просветительской направленности. Так, этой осенью на Манежной площади успешно прошла III Экологическая неделя, в которой приняли участие более 40 «зеленых» некоммерческих организаций и свыше 50 вузов со всех концов страны. Была создана активная поддержка этого мероприятия, так как оно дало возможность не только представить широкой публике всю палитру общественных проектов и разработок в сфере экологии, но и организовать обсуждение актуальных вопросов с экологами самых разных уровней, возрастов и убеждений.
Органами природоохранной прокуратуры уделяется особое внимание охране окружающей среды. В поле зрения попадают все территории, особого внимания заслуживает Арктическая зона. За текущий год было выявлено более 7 тыс. нарушений природоохранного законодательства, возбуждено 30 уголовных дел.
В настоящее время существует проблема своевременного выявления нарушений и, помимо объективных причин, тут есть и субъективные, касающиеся деятельности контролирующих органов. Это недостаточная аналитическая работа, некачественная подготовка материалов. И главная задача прокуратуры – тщательный анализ состояния законности в указанной сфере.
Говоря о наиболее часто выявляемых нарушениях, необходимо подчеркнуть, что особую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха. Большая часть регионов страныборются 1-е место в СФО по количеству вредных выбросов в атмосферу, большую часть которых градообразующие предприятия. И до сих пор не установлена методика расчёта ущерба от вредных выбросов. Прокуратурой принимаются меры по снижению выбросов. Но для наиболее эффективного решения этой проблемы необходимо создание условий для перевода предприятий на более экологичные технологии и, конечно, взаимодействие с общественностью.
Не менее негативное влияние на окружающую среду оказывают добывающие предприятия, вокруг которых также выстраиваются предприятия. Особого внимания требуют нелегальные разработки месторождений полезных ископаемых. Только после вмешательства прокуратуры многие из таких предприятий узаконили свою деятельность. Однако не во всех случаях удаётся принять меры, провести полную проверку. Важными объектами окружающей среды, требующими особого внимания и охраны, являются водные.
Наибольший процент их загрязнения происходит из-за сточных вод, водного транспорта, добывающих предприятий. Также отмечается значительное загрязнение земель сельхоз назначения. Достаточно остро стоит вопрос обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО), большое количество нарушений отмечается в этой сфере. Основная часть ТБО размещается на полигонах, не соответствующих современным требованиям. Большой проблемой является отсутствие их сортировки и переработки.
Ещё одним не менее важным направлением можно назвать сохранение популяции животного мира. На сегодняшний день прокуратурой выявлены случаи незаконной добычи и реализации осетровых рыб, вынесены предписания к руководителям зоопарков за нарушения в содержании животных, принят ряд мер по запрету продажи редких видов животных через Интернет. Экологическим каркасом значительной площади страны являются леса, но в результате ухудшения экологической ситуации уничтожаются огромные лесные площади, к тому же сокращаются популяции многих видов животных. Следовательно, необходима очистка лесных участков, лесовосстановление, и важно, чтобы эти мероприятия проводились не в авральном режиме. Отдельного внимания требуют особо охраняемые природные территории, но сегодня ещё не завершено определение их границ.
Природа – сложный многогранный механизм, защитить который можно сообща. И призвал органы власти и предприятия к активной совместной работе в направлении охраны окружающей среды.
Среди экологических проблем в первую очередь необходимо отметить высокий уровень загрязнения воздуха. И снижение уровня загрязнения воздуха будет зависеть от уменьшения выбросов крупных предприятий. Выбросы предприятий мелкого и среднего бизнеса не учтены в полном объёме, и это серьёзное поле деятельности для надзорных органов и прокуратуры. Кроме того, по его мнению, немалая доля вредных веществ попадает в атмосферу из печных труб частных домов. Например, в Минусинске нет крупных предприятий, следовательно, большое количество выбросов там происходит в отопительный сезон, и решением проблемы может стать переход частных домов на стационарные источники отопления. Уже поступила инициатива запрета использования бурого угля для отопления собственных жилищ.
Нужна и плодотворная работа с предприятиями в период неблагоприятных метеоусловий. За прошедшие 10 месяцев 2018 года поступило более 2 тыс. обращений граждан по поводу грязного воздуха, и 2/3
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксютин, О.Е. Экологическая безопасность строительства и эксплуатации подземных хранилищ газонефтепродуктов в отложениях каменной соли / О.Е. Аксютин, В.А. Казарян, А.Г. Ишков и др. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2010. - 420 c.
2. Астахов, А.С. Экологическая безопасность и эффективность природопользования / А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2009. - 323 c.
3. Бадагуев, Б.Т. Экологическая безопасность предприятия: Приказы, акты, инструкции, журналы, положения, планы / Б.Т. Бадагуев. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 568 c.
4. Бадагуев, Б.Т. Экологическая безопасность предприятия. Приказы, акты, инструкции, журналы, положения, планы / Б.Т. Бадагуев. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 568 c.
5. Буркинский, Б.В. Экономико-экологическая безопасность морехозяйственной деятельности / Б.В. Буркинский. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 648 c.
6. Графкина, М.В. Экология и экологическая безопасность автомобиля: Учебник / М.В. Графкина, В.А. Михайлов, К.С. Иванов. - М.: Форум, 2011. - 320 c.
7. Калыгин, В.Г. Экологическая безопасность в техносфере. Термины и определения / В.Г. Калыгин. - М.: КолосС, 2008. - 368 c.
8. Мамин, Р.Г. Урбанизация и экологическая безопасность территории новой Москвы: Монография. / Р.Г. Мамин, Г.В. Орехов, А.А. Байрашева. - М.: АСВ, 2015. - 112 c.